За многие годы практики у любого педагога складывается собственный стиль. Каждому принципу при этом есть объяснение - почему наставник поступает в определенной ситуации именно так, а не иначе.
И вот родители воспитанников испокон веков мечутся между уважением к мудрости и жизненному опыту бывалых педагогов и ценностью молодости и задора вчерашних выпускников педагогических учебных заведений. Вот и стоят порой перед трудным выбором.
Случалось так, что мы беседовали о педагогических принципах педагогического дебютанта и наставника со стажем с родителями наших воспитанников. И отрадно, что этот вопрос их очень волнует.
С полной уверенностью я могу говорить
о собственной педагогической философии музыкального руководителя.
И вот родители воспитанников испокон веков мечутся между уважением к мудрости и жизненному опыту бывалых педагогов и ценностью молодости и задора вчерашних выпускников педагогических учебных заведений. Вот и стоят порой перед трудным выбором.
Случалось так, что мы беседовали о педагогических принципах педагогического дебютанта и наставника со стажем с родителями наших воспитанников. И отрадно, что этот вопрос их очень волнует.
С полной уверенностью я могу говорить
о собственной педагогической философии музыкального руководителя.
Отличается ли педагогическая философия педагога-дебютанта от принципов наставника со стажем?
И
дело здесь, как мне видится, вовсе не в том, что молодой наставник
педагогически «беспринципен» - изначально принципы работы формируются на основе
его собственного воспитания, качества его образования. Это уже, так сказать,
подсознательная базовая точка отсчета для педагогической судьбы вчерашнего
выпускника. При ее наличии зерна его
профессионального роста априори упадут в благодатную среду, а наработка
мастерства – лишь дело времени и стойкости желания самосовершенствоваться. Уже
по истечении нескольких лет (этот срок и называется путем проб и ошибок)
молодой наставник сможет структурировать свою деятельность, обрести свой
неповторимый стиль работы и отсечь лишнее из предложенного в процессе обучения.
И тогда уже сможет говорить о собственной педагогической философии.
Очень
важно понимать алгоритм собственных действий – чему я должна научить ребенка? Владеть
голосом, быть ритмически организованным и эмоционально откликаться на музыку –
это те три кита, на которые опирается моя деятельность музыкального
руководителя. Это глобальная цель.
По
большому счастью, занятие музыкой – универсальное действо. Это простор для
развития самых разных способностей ребенка – как двигательных, так и
умственных. А это значит, что выбор средств познания неограничен – игра,
исполнение, разговор, слушание, движение, рассматривание, даже спор.
Известная
фраза – «Цель оправдывает средства». Не
спорю, она избита, и даже полемика по поводу справедливости этой цитаты
прекращена уже давно. А вспомнилась она вот в связи с чем. В аспекте данной
работы интересен процесс выбора средств и качество средства.
Откуда
педагог черпает идеи для повседневной деятельности? Это уроки педмастерства со
времен учебы плюс традиции учреждения, в котором трудится специалист. Со
временем накладываются курсы повышения квалификации и открытые занятия коллег.
Вопрос – фильтрует ли внутренняя цензура специалиста всю полученную информацию?
Откуда тогда обилие некачественных
аранжировок детских песен, репертуар, мало соответствующий возрасту, преобладание
фонограмм над «живым» исполнением? Ни один норматив, ни одна программа развития
не поможет отличить настоящее искусство от подделки. Только образованность и
пытливость педагога сумеет отделить зерна от плевел.
Вот
пришли ко мне на занятие дети, сели передо мной. Что бы не говорили, а для меня
педагогический процесс – это дисциплина. А дисциплина – это стабильность.
Ребенок, идя из группы в зал на занятие, совершает знакомый ритуал, доведенный
до автоматизма, и, тем самым, высвобождает свою мысль для другой деятельности.
То, что его встретит улыбающийся педагог, - это тоже ритуал. «Включить глазки»
и «поднять бровки» - для ребенка тоже добрая традиция, а для меня –
педагогическая хитрость, в результате которой я получаю положительный настрой
малыша и направленный на меня взгляд. Мне очень важно, чтобы ребенку было
комфортно рядом со мной. Маленький человек должен быть уверен, что взрослый его
любит. Искренней любовью к ребенку ты заслуживаешь его доверие, а значит, право
говорить с ним назидательно.
У занятия всегда есть стержень –
тема. И на эту вертикаль нанизываются методы, помогающие реализовать эту цель.
Чем старше педагог, тем больше у него в запасе отдельных упражнений. Чем
опытнее педагог, тем универсальнее эти упражнения. Если педагог становится
мастером, тем чаще в его занятии присутствует импровизация. Такая импровизация
не имеет ничего общего с неразберихой, с неуправляемым потоком фантазии. Это
творческий полет мысли педагога к четко очерченной вершине, своей яркостью и
доступностью увлекающий за собой внимание ребенка.
Знание
возрастных особенностей детей, в самом деле, важно. В этом перечне могут быть
сведения и о том, что необходимо движение, и что нужно разумное чередование фаз
напряжения и спокойствия, и что игра – способ самовыражения. Но часто бывает
так, что музыкант забывает о том, что связки ребенка – это две тонкие ниточки,
находящиеся к тому же в стадии роста. Если усиленный поток воздуха – а такое
случается при крике или форсированном громком пении – бьет по связкам, они
деформируются. Если крик постоянен, на связках образуются узелки – тогда
человеку навсегда обеспечены хриплый голос и закрытые двери к возможности
длительных публичных выступлений. Как же специалист, называющий себя
музыкальным руководителем, может требовать от дошкольника петь громче, ярче? Вместо
того, чтобы подобрать произведение с маленьким диапазоном (где не нужно
преодолевать певческий порог, оказывающий дополнительные нагрузки на связки) и
научить спеть аккуратно, чисто и мягко?
Помните,
«сначала было Слово»? Слышать слово и правильно его выражать – тоже задача
музыкального руководителя. Но для начала он сам должен овладеть этой практикой.
Опять же его внутренняя цензура не должна пропускать произведения со словами, к
примеру: «я буду хвастать», «я ненавижу» и т.п. Настороженно нужно относиться к
сленгу, пусть даже очень распространенному среди детей – его использование,
скорее, схоже с зарабатыванием дешевой популярности, нежели называется ходьбой
в ногу со временем.
Теперь
несколько слов о новомодном ныне аквагриме. Я принципиально никогда в своей
практике не использую данный апгрейд. На это есть веские, по крайней мере, два
аргумента. Во-первых, я уважаю мнение родных своего воспитанника – есть
вероятность (и я очень надеюсь, что она весьма высока!), что родители не
желают, чтобы их ребенка раскрашивали (аллергия, идейные соображения).
Во-вторых, любому педагогу не мешало бы знать истоки боди-арта. Рисунок на теле
– это та же татуировка, а по сути, клеймо, которым изначально метили либо раба,
либо преступника, тем самым выделяя его из толпы и предупреждая остальных:
«Будьте осторожны рядом с ним!» Что хочет сказать наставник, рисуя на щеке
малыша узор? А как насчет других выразительных средств, данных ему здравым
смыслом и профессией?
Все
вышесказанное относится, по большому счету, к понятию «личность педагога».
Образованность, интеллигентность, самосовершенствование, наличие жесткого
внутреннего фильтра, собранность, самоотдача – вот качества, к наличию в себе
которых должен стремиться любой наставник, волею судьбы допущенный к воспитанию
ребенка.
А
еще важно всей душой любить свое дело, как ни банально это звучит. «Любите то,
что преподаете, и тех, кому преподаете». Как это просто и …как это сложно!
И
в заключение одна мудрая мысль:
Всё, что я хотел бы знать,- это яблоня.
Всё, что я знаю, - ветвь яблони.
Всё, что я могу передать ученикам, - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко.
Но из любого семечка может вырасти яблоня…
Не сочтите ограниченностью суть
первых строк, но углядите подлинный смысл профессии педагога в последней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий