Рисование звуком
Если есть возможность - водите ребенка на живые концерты, где музыка рождается на ваших глазах. Ребенок не только слышит, но и видит, как это происходит. Но очень важно выбрать хорошего исполнителя!
На что лучше сходить? В Москве есть Музыкальный детский театр имени Наталии Сац - в нем ставят оперы и балеты специально для детей. Но и во «взрослых» театрах идут оперы, например, Римского-Корсакова по сказкам, которые знакомы ребенку: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Можно перед походом в театр перечитать их, посмотреть снятые по ним кино или мультфильм - ребенку сразу станет интереснее, можно будет сравнивать разные воплощения одной и той же сказки.
В Челябинске тоже есть оперный театр, где осуществляют детские постановки.
Однако, по совету Дмитрия Низяева, первое знакомство с серьезной музыкой не всегда стоит начинать с оперы - ребенок инстинктивно будет опираться на слова, и многократное повторение одной и той же фразы или долгое распевание одного слога могут запросто навеять на него скуку.
Можно пойти на концерт. Дмитрий советует проследить, чтобы перед концертом у ребенка не было каких-то сильных эмоциональных выбросов: «хождения на голове», воплей, просмотра «кислотных» американских мультфильмов - ничего такого, что действует на чувства грубо и сильно. «После такого воздействия вам уже не добиться от ребенка какой-либо чуткости. Пусть день пройдет спокойно и размеренно, пусть душевные и эмоциональные запасы останутся неизрасходованными. Я бы постарался подготовить ребенка к тому, что на концерте не будет зрелищных эффектов. Попытался бы заранее заинтересовать его самой идеей - "рисовать настроение звуком". Чтобы ребенок шел на концерт, уже настроившись на впечатления для ушей и сердца, а не для глаз»? - советует Дмитрий.
На что бы вы ни пошли, прежде чем окажетесь в зале, постарайтесь рассказать ребенку немного о том, что собираетесь слушать. Заранее обсудите либретто оперы или балета. В интернете или книгах можно найти что-то о симфонических произведениях или композиторах. Можно рассказать какую-то красивую историю по сюжету музыки: почему, например, в «Карнавале животных» Сен-Санса такая грустная и прекрасная мелодия «Лебедь» - это по легенде лебедь поет свою предсмертную песнь. Или описать, как «В пещере горного короля» Эдвард Григ изображает походку подземных гномов, которые, несмотря на маленький рост, внушают угрозу.
«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, - говорит Дмитрий, - то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет - и сменяйте деятельность».
Если есть возможность - водите ребенка на живые концерты, где музыка рождается на ваших глазах. Ребенок не только слышит, но и видит, как это происходит. Но очень важно выбрать хорошего исполнителя!
На что лучше сходить? В Москве есть Музыкальный детский театр имени Наталии Сац - в нем ставят оперы и балеты специально для детей. Но и во «взрослых» театрах идут оперы, например, Римского-Корсакова по сказкам, которые знакомы ребенку: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Можно перед походом в театр перечитать их, посмотреть снятые по ним кино или мультфильм - ребенку сразу станет интереснее, можно будет сравнивать разные воплощения одной и той же сказки.
В Челябинске тоже есть оперный театр, где осуществляют детские постановки.
Однако, по совету Дмитрия Низяева, первое знакомство с серьезной музыкой не всегда стоит начинать с оперы - ребенок инстинктивно будет опираться на слова, и многократное повторение одной и той же фразы или долгое распевание одного слога могут запросто навеять на него скуку.
Можно пойти на концерт. Дмитрий советует проследить, чтобы перед концертом у ребенка не было каких-то сильных эмоциональных выбросов: «хождения на голове», воплей, просмотра «кислотных» американских мультфильмов - ничего такого, что действует на чувства грубо и сильно. «После такого воздействия вам уже не добиться от ребенка какой-либо чуткости. Пусть день пройдет спокойно и размеренно, пусть душевные и эмоциональные запасы останутся неизрасходованными. Я бы постарался подготовить ребенка к тому, что на концерте не будет зрелищных эффектов. Попытался бы заранее заинтересовать его самой идеей - "рисовать настроение звуком". Чтобы ребенок шел на концерт, уже настроившись на впечатления для ушей и сердца, а не для глаз»? - советует Дмитрий.
На что бы вы ни пошли, прежде чем окажетесь в зале, постарайтесь рассказать ребенку немного о том, что собираетесь слушать. Заранее обсудите либретто оперы или балета. В интернете или книгах можно найти что-то о симфонических произведениях или композиторах. Можно рассказать какую-то красивую историю по сюжету музыки: почему, например, в «Карнавале животных» Сен-Санса такая грустная и прекрасная мелодия «Лебедь» - это по легенде лебедь поет свою предсмертную песнь. Или описать, как «В пещере горного короля» Эдвард Григ изображает походку подземных гномов, которые, несмотря на маленький рост, внушают угрозу.
«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, - говорит Дмитрий, - то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет - и сменяйте деятельность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий