24 октября празднует свой 82-й день рождения Софья Губайдулина. Если вам это имя пока мало о чем говорит,
вспомните мультфильм "Маугли".
Наверняка в вашей памяти всплывет необычная,
но очень красочная и образная музыка.
Так вот автор этой музыки и есть Софья Губайдулина.
Композитор она «авангардный», а музыка у неё "учёная",
полная экспериментов, поиска новых звучностей, идей, приёмов.
Сейчас она знаменита, живой классик, её произведения звучат по всему миру. А в 60-е, 70-е годы таким музыкальным «авангардистам» было у нас невесело. Народ их понимал плохо, государство (в рамках борьбы с тлетворным влиянием Запада) всячески старалось не пущать в широкие массы.
Для Губайдулиной, как и для некоторых других, отдушиной стал кинематограф. Он давал и заработок, и возможность добраться со своим творчеством до слушателя: государство за музыкальным сопровождением к фильмам следило не так строго, как за «серьёзной» музыкой, звучавшей в концертных залах; народу музыка с картинками была понятней, чем безо всего.
Пять мультипликационных фильмов про Маугли сняты в 1967-1971 годах.
Вот начинается первый, «Ракша». Певучая тема павлина Мора, разворачивающего и сворачивающего хвост — у английского рожка, он же альтовый гобой (его пряно-ленивое, «джунглёвое» звучание используется и в вышедшем в том же году диснеевском мультфильме о Маугли).
Следом появляется Табаки; его музыкальная характеристика, сопровождающая персонажа по мультфильму — нервное соло фагота.
Потом ряд интересных эффектов представляет Шер-Хана. Это тромбоны с приёмами глиссандо (плавное скольжение выдвижной кулисы инструмента, «перетекание» звука) и фрулато (дрожание воздушной струи, как при произнесении звука «рррр»; пропущенное через тромбон, это «рррр» превращается в грозное рычание); удары большой тарелки; латиноамериканский инструмент гуиро («тёрка»), введённый в начале XX века в симфонический оркестр Стравинским — когти Шер-Хана, скребущие по дереву.
Затем Шер-Хан и Табаки идут рядом — рядом идут и две музыкальных темы: фагот подтрусивает возле тяжёлых шагов тигра.
Первая серия мультфильма знакомит с персонажами, кратко их показывает и характеризует; в характеристике важную роль играет музыка. В середине серии ряд музыкальных эпизодов, связанных фаготом бегающего туда-сюда Табаки, снова показывает нам павлинов; дикобраза Саги; удава Каа с его «бесконечными извивами» мелодии.
Замечательна музыкальная характеристика грациозной Багиры c проскальзывающими тут и там джазовыми интонациями. Её можно слышать сперва в сцене c тигром и шакалом — фагот занятно «отлетает» от музыки Багиры, а потом льстиво подкрадывается (движение от верхних звуков к нижним и обратно), затем музыка Багиры сталкивается с тромбонами и тарелкой Шер-Хана — тот отступит (следом «убежит» и «дрожавший» фагот). Второй раз Багира появляется у Скалы Совета.
Тяжело переваливающаяся низкая мелодия Балу изображает одновременно и то, как медведь ходит, и то, как разговаривает — не спеша, ворчливо учит маленьких волчат. Перед фразой «Я говорил найти Саги, а не хватать» она произносит что-то вроде «Эх-хе-хе-хе...» («Ну вот, так и знал»).
Музыка Губайдулиной — музыка индийских джунглей, ярко картинная, глубокая и серьёзная. Часто — серьёзней, чем то, что показывает экран. Иногда хочется закрыть глаза и представлять происходящее только по музыке (ещё бы отключить шумы... а то, например, в конце первой серии громкий звук настоящего дождя мешает слушать тихую музыку падающих капель, написанную композитором). А порой — наоборот, подчёркнуто несерьёзная; два эпизода первой серии, в которых Маугли играет с братьями (особенно тот, что у Скалы Совета, с задорным соло ксилофона) — хорошие примеры, каким весёлым бывает «сложный и заумный авангард».
вспомните мультфильм "Маугли".
Наверняка в вашей памяти всплывет необычная,
но очень красочная и образная музыка.
Так вот автор этой музыки и есть Софья Губайдулина.
Композитор она «авангардный», а музыка у неё "учёная",
полная экспериментов, поиска новых звучностей, идей, приёмов.
Сейчас она знаменита, живой классик, её произведения звучат по всему миру. А в 60-е, 70-е годы таким музыкальным «авангардистам» было у нас невесело. Народ их понимал плохо, государство (в рамках борьбы с тлетворным влиянием Запада) всячески старалось не пущать в широкие массы.
Для Губайдулиной, как и для некоторых других, отдушиной стал кинематограф. Он давал и заработок, и возможность добраться со своим творчеством до слушателя: государство за музыкальным сопровождением к фильмам следило не так строго, как за «серьёзной» музыкой, звучавшей в концертных залах; народу музыка с картинками была понятней, чем безо всего.
Пять мультипликационных фильмов про Маугли сняты в 1967-1971 годах.
Вот начинается первый, «Ракша». Певучая тема павлина Мора, разворачивающего и сворачивающего хвост — у английского рожка, он же альтовый гобой (его пряно-ленивое, «джунглёвое» звучание используется и в вышедшем в том же году диснеевском мультфильме о Маугли).
Следом появляется Табаки; его музыкальная характеристика, сопровождающая персонажа по мультфильму — нервное соло фагота.
Потом ряд интересных эффектов представляет Шер-Хана. Это тромбоны с приёмами глиссандо (плавное скольжение выдвижной кулисы инструмента, «перетекание» звука) и фрулато (дрожание воздушной струи, как при произнесении звука «рррр»; пропущенное через тромбон, это «рррр» превращается в грозное рычание); удары большой тарелки; латиноамериканский инструмент гуиро («тёрка»), введённый в начале XX века в симфонический оркестр Стравинским — когти Шер-Хана, скребущие по дереву.
Затем Шер-Хан и Табаки идут рядом — рядом идут и две музыкальных темы: фагот подтрусивает возле тяжёлых шагов тигра.
Первая серия мультфильма знакомит с персонажами, кратко их показывает и характеризует; в характеристике важную роль играет музыка. В середине серии ряд музыкальных эпизодов, связанных фаготом бегающего туда-сюда Табаки, снова показывает нам павлинов; дикобраза Саги; удава Каа с его «бесконечными извивами» мелодии.
Замечательна музыкальная характеристика грациозной Багиры c проскальзывающими тут и там джазовыми интонациями. Её можно слышать сперва в сцене c тигром и шакалом — фагот занятно «отлетает» от музыки Багиры, а потом льстиво подкрадывается (движение от верхних звуков к нижним и обратно), затем музыка Багиры сталкивается с тромбонами и тарелкой Шер-Хана — тот отступит (следом «убежит» и «дрожавший» фагот). Второй раз Багира появляется у Скалы Совета.
Тяжело переваливающаяся низкая мелодия Балу изображает одновременно и то, как медведь ходит, и то, как разговаривает — не спеша, ворчливо учит маленьких волчат. Перед фразой «Я говорил найти Саги, а не хватать» она произносит что-то вроде «Эх-хе-хе-хе...» («Ну вот, так и знал»).
Мультфильм "МАУГЛИ"
Музыка Губайдулиной — музыка индийских джунглей, ярко картинная, глубокая и серьёзная. Часто — серьёзней, чем то, что показывает экран. Иногда хочется закрыть глаза и представлять происходящее только по музыке (ещё бы отключить шумы... а то, например, в конце первой серии громкий звук настоящего дождя мешает слушать тихую музыку падающих капель, написанную композитором). А порой — наоборот, подчёркнуто несерьёзная; два эпизода первой серии, в которых Маугли играет с братьями (особенно тот, что у Скалы Совета, с задорным соло ксилофона) — хорошие примеры, каким весёлым бывает «сложный и заумный авангард».
Моя коллега, Валерия Ваганова, преподаватель фортепианного исполнительства в консерватории испанского города Сарагосы, сопровождала Софью Асгатовну,
когда та в марте 2013 года приехала с мастер-классами и концертами в Испанию.
Композитору было очень приятно, что она в течение 3 дней общалась с бывшей поданной русской, на русском языке.
А Валерия Владимировна отметила, что эта женщина в свои 82 года! полна энергии, задора, творческих идей и совершенно неприхотлива в быту. Ей только было принципиально, чтобы рояль был хорошо настроен, а публика любила музыку не меньше, чем она.
когда та в марте 2013 года приехала с мастер-классами и концертами в Испанию.
Композитору было очень приятно, что она в течение 3 дней общалась с бывшей поданной русской, на русском языке.
А Валерия Владимировна отметила, что эта женщина в свои 82 года! полна энергии, задора, творческих идей и совершенно неприхотлива в быту. Ей только было принципиально, чтобы рояль был хорошо настроен, а публика любила музыку не меньше, чем она.
Комментариев нет:
Отправить комментарий