Предлагаем вашему вниманию продолжение рассказа о женщине, положившей начало истории детского сада в России.
Пытливый ум Аделаиды Симонович,
стремление к познанию,
твердые педагогические принципы и
единомыслие с супругом счастливо соединились в ее судьбе.
Благодаря этому факту сейчас мы говорим о детском саде и
общаемся на странице этого блога.
Восприняв мысль об общественном воспитания ребенка
из идей Фребеля (само понятие «детский сад» – это перевод фребелевского Kindergarten), Симонович отнюдь не призывала точно следовать методике этого педагога. Она считала, что российские детские сады должны быть созданы на народной, русской почве, в них не должно быть чрезмерного дидактизма, убивающего самодеятельность ребенка, мешающего развитию в нем творчества. Журнал во многом исходил из идей К. Д. Ушинского, здесь предлагались подвижные игры, которые отражали жизнь русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами. Уже много позже, через 30 лет, в журнале «Вестник воспитания» А.С. Симонович снова выступила с мыслью о необходимости сохранять в детских садах, которых пока ничтожно мало, национальные особенности, не вводя ни механизации в занятия, ни педантичной последовательности, ни докучливых разговоров, ни строгой дисциплины.
Вместе с тем в журнал «Детский сад» не собирался открещиваться от опыта, накопленного в
Здесь же, в первом номере нового журнала, были сформулированы и основные принципы, на которых должна строиться работа таких учреждений: «Детский сад есть воспитательное заведение для маленьких детей от 3 до 7 лет, без различия сословия и пола. Он не есть учреждение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей; цель детского сада есть развитие детей телесно, нравственно и умственно и таким образом возможность дополнять, с одной стороны, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание, а с другой стороны, приготовлять детей к поступлению в школу; поэтому детский сад есть связующее звено между семейством и школой».
В этом смысле очень важно понять, как А. С. Симонович смотрела на главное действующее лицо в этом процессе созидания личности – воспитательницу детского сада, или – как замечательно в свое время ее назвал Фребель – садовницу:
она «должна быть образованное лицо, преданное воспитанию детей;
она должна быть энергична, бодра, свежа, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива;
она должна знать природу детей и различные ее проявления у различных субъектов;
от степени умственного и нравственного развития садовниц зависит характер и направление детского сада.
Садовница должна быть знакома не только с практической стороной, с техникой детского сада, но и с педагогикой вообще и стоять на такой степени развития, чтобы быть в состоянии влиять на детей».
Главное в этом требовании редактора журнала к детской садовнице, конечно, образование, поскольку оно определяет и степень умственного и нравственного развития человека. Однако высшее образование для российских женщин было недоступно (сама Аделаида Семеновна попыталась в юности слушать лекции в Московском университете, но ее «просьба была с глумлением отклонена»), и мысль о необходимости такового тоже ставила редактора «Детского сада» в один ряд с деятелями демократического движения в России.
Пытливый ум Аделаиды Симонович,
стремление к познанию,
твердые педагогические принципы и
единомыслие с супругом счастливо соединились в ее судьбе.
Благодаря этому факту сейчас мы говорим о детском саде и
общаемся на странице этого блога.
Восприняв мысль об общественном воспитания ребенка
из идей Фребеля (само понятие «детский сад» – это перевод фребелевского Kindergarten), Симонович отнюдь не призывала точно следовать методике этого педагога. Она считала, что российские детские сады должны быть созданы на народной, русской почве, в них не должно быть чрезмерного дидактизма, убивающего самодеятельность ребенка, мешающего развитию в нем творчества. Журнал во многом исходил из идей К. Д. Ушинского, здесь предлагались подвижные игры, которые отражали жизнь русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами. Уже много позже, через 30 лет, в журнале «Вестник воспитания» А.С. Симонович снова выступила с мыслью о необходимости сохранять в детских садах, которых пока ничтожно мало, национальные особенности, не вводя ни механизации в занятия, ни педантичной последовательности, ни докучливых разговоров, ни строгой дисциплины.
Вместе с тем в журнал «Детский сад» не собирался открещиваться от опыта, накопленного в
Европе, где идея организации детских садов набирала силу и находила широкое практическое применение. В первом номере издания появилась статья «Успехи детских садов», где рассказывалось об обществах в Германии, способствующих созданию этих учреждений. Такие общества успешно действуют в Берлине, Гамбурге, Магдебурге. «К величайшему удовольствию всех поборников детских садов, – говорилось в статье, – последние начинают распространяться и вне Германии. Требования образованных детских садовниц стали появляться также и в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии <…> Из вне германских садов нам известно существование трех детских садов в Нью-Йорке и Массачусетсе».
Здесь же, в первом номере нового журнала, были сформулированы и основные принципы, на которых должна строиться работа таких учреждений: «Детский сад есть воспитательное заведение для маленьких детей от 3 до 7 лет, без различия сословия и пола. Он не есть учреждение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей; цель детского сада есть развитие детей телесно, нравственно и умственно и таким образом возможность дополнять, с одной стороны, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание, а с другой стороны, приготовлять детей к поступлению в школу; поэтому детский сад есть связующее звено между семейством и школой».
В этом смысле очень важно понять, как А. С. Симонович смотрела на главное действующее лицо в этом процессе созидания личности – воспитательницу детского сада, или – как замечательно в свое время ее назвал Фребель – садовницу:
она «должна быть образованное лицо, преданное воспитанию детей;
она должна быть энергична, бодра, свежа, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива;
она должна знать природу детей и различные ее проявления у различных субъектов;
от степени умственного и нравственного развития садовниц зависит характер и направление детского сада.
Садовница должна быть знакома не только с практической стороной, с техникой детского сада, но и с педагогикой вообще и стоять на такой степени развития, чтобы быть в состоянии влиять на детей».
Главное в этом требовании редактора журнала к детской садовнице, конечно, образование, поскольку оно определяет и степень умственного и нравственного развития человека. Однако высшее образование для российских женщин было недоступно (сама Аделаида Семеновна попыталась в юности слушать лекции в Московском университете, но ее «просьба была с глумлением отклонена»), и мысль о необходимости такового тоже ставила редактора «Детского сада» в один ряд с деятелями демократического движения в России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий