История российского дошкольного образования
начинается с имени Аделаиды Симонович,
основательницы первого отечественного детского сада.
Родилась она в Москве в 1844 году.
Образование свое Симонович получала в те годы, когда для женщины это представляло довольно сложную задачу.
Женских гимназий еще не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ.
Аделаида Семеновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали — довольно грубо. И, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов.
Живя в Женеве, А.С. Симонович получила возможность ознакомиться с опытом первого народного детского сада, организованного благодаря инициативе племянницы знаменитого педагога Фридриха Фребеля: «Толпа маленьких детей, игравших в светлых комнатах и на открытом воздухе, ласковые детские садовницы, оживление и радость произвели на нас чарующее впечатление. Серьезное отношение к дошкольному воспитанию было новостью не только в России, но и на Западе». Решив по совету Герцена возвратиться в Россию, супруги изучили также организацию детских садов в Германии и, полные впечатлений и желания создать такие сады на родине, вернулись домой.
Здесь, в Петербурге, они и открыли детский сад и стали в 1866 году издавать ежемесячный журнал, объемом около 350 страниц, «в котором помещался весь материал, добытый [ими] наблюдением и опытом». По сути, журнал «Детский сад» стал пособием в деле воспитания маленьких детей. А.С. Симонович вспоминала в 1917 году: «Материал для занятий в детском саду совершенно отсутствовал. Пришлось составлять игры, работы, рассказы, подбирать песни и прочее. <…> У нас не было сотрудников: все статьи были составлены исключительно нами двоими, корректура, конторская работа – все исполнялось только нами. Даже отправка по почте. Это был в полном смысле слова журнал кустарного происхождения, существовавший без основного капитала, только личным трудом». Но журнальное дело увлекало Аделаиду Семеновну, и прежде всего как возможность поделиться своими педагогическими идеями. В свое время ее привлек издательский опыт Л.Н. Толстого, она вспоминала, что «появление педагогического журнала “Ясная Поляна” произвело переворот в [ее] уме».
«Детский сад» Симоновичей был нацелен на новаторские идеи в деле дошкольного воспитания – уже потому, что сама мысль об общественном воспитании маленьких детей в России была практически не востребована. В редакционной статье первого программного номера журнала говорилось: «У нас на воспитание маленьких детей обращают мало внимания. Главной целью журнала стало разъяснение необходимости создания детских садов и «содействие к их распространению в России посредством практических указаний». В журнале публиковались статьи по воспитанию, образцовые уроки по разным предметам, педагогическая хроника, критика и библиография детской, учебной и педагогической литературы, рассказы для чтения детьми, смесь (мелкие известия из детской жизни, игры, забавы, разные педагогические новости и прочее).
начинается с имени Аделаиды Симонович,
основательницы первого отечественного детского сада.
Родилась она в Москве в 1844 году.
Образование свое Симонович получала в те годы, когда для женщины это представляло довольно сложную задачу.
Женских гимназий еще не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ.
Аделаида Семеновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали — довольно грубо. И, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов.
Вернувшись в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. В это время ей было 22 года. Сама мысль заняться организацией детских садов в России, «делать самое маленькое дело», была подсказана Аделаиде Семеновне Герценом, с изданиями которого девушку познакомил будущий муж, тогда еще студент. Герцен «стал ее героем, ее божеством, учителем жизни». Именно к нему за советом «с ничтожной суммой денег» молодые супруги поехали в Женеву в 1864 году, когда в стране задул ветер реакции. Мечтая организовать свободную школу и лишенные этой возможности в России, они хотели открыть таковую в Швейцарии для эмигрантов. Но Герцен, видя их искренний энтузиазм, посоветовал им вернуться на родину, ибо она сейчас «нуждается больше чем когда-либо в молодых честных людях».
Живя в Женеве, А.С. Симонович получила возможность ознакомиться с опытом первого народного детского сада, организованного благодаря инициативе племянницы знаменитого педагога Фридриха Фребеля: «Толпа маленьких детей, игравших в светлых комнатах и на открытом воздухе, ласковые детские садовницы, оживление и радость произвели на нас чарующее впечатление. Серьезное отношение к дошкольному воспитанию было новостью не только в России, но и на Западе». Решив по совету Герцена возвратиться в Россию, супруги изучили также организацию детских садов в Германии и, полные впечатлений и желания создать такие сады на родине, вернулись домой.
Здесь, в Петербурге, они и открыли детский сад и стали в 1866 году издавать ежемесячный журнал, объемом около 350 страниц, «в котором помещался весь материал, добытый [ими] наблюдением и опытом». По сути, журнал «Детский сад» стал пособием в деле воспитания маленьких детей. А.С. Симонович вспоминала в 1917 году: «Материал для занятий в детском саду совершенно отсутствовал. Пришлось составлять игры, работы, рассказы, подбирать песни и прочее. <…> У нас не было сотрудников: все статьи были составлены исключительно нами двоими, корректура, конторская работа – все исполнялось только нами. Даже отправка по почте. Это был в полном смысле слова журнал кустарного происхождения, существовавший без основного капитала, только личным трудом». Но журнальное дело увлекало Аделаиду Семеновну, и прежде всего как возможность поделиться своими педагогическими идеями. В свое время ее привлек издательский опыт Л.Н. Толстого, она вспоминала, что «появление педагогического журнала “Ясная Поляна” произвело переворот в [ее] уме».
Журнал «Детский сад»,
основанный Аделаидой Семеновной вместе с мужем,
детским врачом и педагогом
Яковом Мироновичем Симоновичем,
возник из желания поделиться размышлениями
об общественном воспитания детей.
Статьи из журнала «Детский сад» за 1866-1868 гг.
были изданы книгой «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» в 1874 году, затем – в 1884 году в переработанном и исправленном Аделаидой Семеновной варианте – под несколько измененным названием –
«Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей».
В 1907 году в издательстве И. Сытина вышла книга
«Детский сад (практическое руководство для детских садовниц)» с рисунками дочери – Н.Я. Ефимовой–Симонович.
«Детский сад» Симоновичей был нацелен на новаторские идеи в деле дошкольного воспитания – уже потому, что сама мысль об общественном воспитании маленьких детей в России была практически не востребована. В редакционной статье первого программного номера журнала говорилось: «У нас на воспитание маленьких детей обращают мало внимания. Главной целью журнала стало разъяснение необходимости создания детских садов и «содействие к их распространению в России посредством практических указаний». В журнале публиковались статьи по воспитанию, образцовые уроки по разным предметам, педагогическая хроника, критика и библиография детской, учебной и педагогической литературы, рассказы для чтения детьми, смесь (мелкие известия из детской жизни, игры, забавы, разные педагогические новости и прочее).
Комментариев нет:
Отправить комментарий