Уважаемые родители!
Мы продолжаем публиковать книгу А.Ф.Бурухиной
«ВНИМАНИЕ! МУЛЬТФИЛЬМ! Книга для родителей и педагогов (Методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста)».
Сегодня мы будем сопоставлять разные мультфильмы.
Мультфильмы советского периода – в основном, короткометражные; современные же – полнометражные либо сериального типа.
Коротко сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые
в них, знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд на преступником. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая.
Примеры:
- смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»);
- детально показанная смерть короля-жабы (Шрек третий»);
- захват теплохода пингвинами и взятие в заложники капитана («Мадагаскар»).
В фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем – Князем.
Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие.
- Тот же Шрек– разве его можно назвать симпатичным?
- А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ»,
- а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя,
- а смурфики,
- бакуганы,
- гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами?
Героями практически всех советских же мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам: в этих мультфильмах
не встретишь никаких монстров.
Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.
Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах:
«сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «чувак», «дебил», «кретин», «полный отпад», «вау», «клёвый», «кайф»;
в сериале «Спанч Боб Квадратные Штаны» есть серии с названиями:
- «Добро пожаловать в помойное ведро»,
- «Губка Боб и маньяк-душитель» и др.
Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах:
«лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др.
Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях:
- «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях»,
- «высокая упругая попка»,
- «мы сексуальны!»,
- «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»).
Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.
Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем красивом языке, у каждого – свой неповторимый голос, эмоции, в этих мультфильмах звучит настоящая авторская музыка.
Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики:
- Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый;
- осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые;
- лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный;
- Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый;
- Любава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.
А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Так, главные герои современных мультфильмов могут дезориентировать ребенка.
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые, юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли:
- Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»);
- птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»);
- птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»).
Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение (все мультфильмы «Шрек»): осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.
В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. Некоторые современные мультфильмы всё же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Лунтик», «Маша и медведь» и др.).
Мы продолжаем публиковать книгу А.Ф.Бурухиной
«ВНИМАНИЕ! МУЛЬТФИЛЬМ! Книга для родителей и педагогов (Методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста)».
Сегодня мы будем сопоставлять разные мультфильмы.
Мультфильмы советского периода – в основном, короткометражные; современные же – полнометражные либо сериального типа.
Коротко сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые
в них, знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд на преступником. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая.
Примеры:
- смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»);
- детально показанная смерть короля-жабы (Шрек третий»);
- захват теплохода пингвинами и взятие в заложники капитана («Мадагаскар»).
В фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем – Князем.
Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие.
- Тот же Шрек– разве его можно назвать симпатичным?
- А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ»,
- а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя,
- а смурфики,
- бакуганы,
- гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами?
Героями практически всех советских же мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам: в этих мультфильмах
не встретишь никаких монстров.
Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.
Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах:
«сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «чувак», «дебил», «кретин», «полный отпад», «вау», «клёвый», «кайф»;
в сериале «Спанч Боб Квадратные Штаны» есть серии с названиями:
- «Добро пожаловать в помойное ведро»,
- «Губка Боб и маньяк-душитель» и др.
Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах:
«лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др.
Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях:
- «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях»,
- «высокая упругая попка»,
- «мы сексуальны!»,
- «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»).
Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.
Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем красивом языке, у каждого – свой неповторимый голос, эмоции, в этих мультфильмах звучит настоящая авторская музыка.
Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики:
- Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый;
- осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые;
- лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный;
- Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый;
- Любава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.
А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Так, главные герои современных мультфильмов могут дезориентировать ребенка.
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые, юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли:
- Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»);
- птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»);
- птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»).
Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение (все мультфильмы «Шрек»): осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.
В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. Некоторые современные мультфильмы всё же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Лунтик», «Маша и медведь» и др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий