В некотором царстве... или Как читать сказки
Кажется, все просто. Читаем сказки, и, пожалуйста, нравственный фундамент заложен! Но, к сожалению, задача гораздо сложнее. Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые, вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях.
Добро и зло
Очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, дело совсем иное. Мамы говорят, что им трудно прочитать ребенку о тех или иных жестоких действиях: отрубание пальца, выкалывание глаз, утопление и прочее - без чего обходится редкая сказка. Но все это жестоко на наш взрослый, прямолинейный взгляд. Ребенок же видит только образные картины.
Он интуитивно понимает, что выкалывание глаз не происходит буквально, а выражает лишение духовного видения. Согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают.
Правда, речь идет опять же только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные вещи в сказках только на подсознательном уровне.
Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет.
И вообще, то, что добро всегда побеждает зло - это очень важно. Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои корректировки, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все в нас - родом из детства.
Если ваш ребенок слишком чувствителен, и вы опасаетесь, что какие-то моменты в сказке могут произвести на него слишком сильное впечатление, предупредите его заранее: «Завтра я расскажу тебе что-то грустное». Не говорите «страшное», подберите подходящее по смыслу, но более мягкое слово.
Важно и то, как вы сами относитесь к содержанию сказки. Если мама сама прочувствовала, что сказка - это другой мир, то и расскажет она ее малышу соответственно.
И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Чего, кстати, нельзя гарантировать при чтении авторских произведений. Типичный пример - замечательная «Русалочка». Ведь в настоящей авторской версии героиня в конце сказки гибнет.
Продолжение разговора следует...
Кажется, все просто. Читаем сказки, и, пожалуйста, нравственный фундамент заложен! Но, к сожалению, задача гораздо сложнее. Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые, вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях.
Добро и зло
Очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, дело совсем иное. Мамы говорят, что им трудно прочитать ребенку о тех или иных жестоких действиях: отрубание пальца, выкалывание глаз, утопление и прочее - без чего обходится редкая сказка. Но все это жестоко на наш взрослый, прямолинейный взгляд. Ребенок же видит только образные картины.
Он интуитивно понимает, что выкалывание глаз не происходит буквально, а выражает лишение духовного видения. Согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают.
Правда, речь идет опять же только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные вещи в сказках только на подсознательном уровне.
Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет.
И вообще, то, что добро всегда побеждает зло - это очень важно. Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои корректировки, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все в нас - родом из детства.
Если ваш ребенок слишком чувствителен, и вы опасаетесь, что какие-то моменты в сказке могут произвести на него слишком сильное впечатление, предупредите его заранее: «Завтра я расскажу тебе что-то грустное». Не говорите «страшное», подберите подходящее по смыслу, но более мягкое слово.
Важно и то, как вы сами относитесь к содержанию сказки. Если мама сама прочувствовала, что сказка - это другой мир, то и расскажет она ее малышу соответственно.
И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Чего, кстати, нельзя гарантировать при чтении авторских произведений. Типичный пример - замечательная «Русалочка». Ведь в настоящей авторской версии героиня в конце сказки гибнет.
Продолжение разговора следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий